Как работает автоматическая коробка передач

На этот раз мы расскажем вам как работает автоматическая коробка передач. Эта статья станет следующей в цикле публикаций о том, как работает современный автомобиль. Как вы помните, мы начинали свой рассказ о том, как работает двигатель машины. Настал черед коробки передач. Сегодня все чаще и охотнее автолюбители выбирают автомобиль с автоматической коробкой передач (АКПП). И наша статья о том, как она работает.

Хотим сразу обратить внимание, что современная АКПП очень сложное электромеханическое устройство. А если учесть, что количество их модификаций и разновидностей, то очевидно, что рамок этой статьи будет недостаточно, чтобы раскрыть все тонкости работы современных АКПП. К счастью, нам этого и не требуется. Наша задача показать лишь основной принцип, механику, благодаря которой стало возможным создать автоматическую коробку передач.

В принципиальной основе большинства современных автоматических коробок передач лежит особый набор шестерен, который называется планетарный или Планетарная зубчатая передача. Давайте рассмотрим, что она из себя представляет.

Как работает автоматическая коробка передач

1. Солнечная шестерня (жёлтая); 2. Сателлиты (красные); 3. Зубчатый вал (эпицикл) (синяя окружность вокруг сателлитов)

Планетарная передача состоит из центральной шестерни, называемой Солнечная шестерня, наружного кольца с внутренней поверхности которого нарезаны зубцы или Зубчатого вала и нескольких зубчатых колес известен как планетные шестерни или Сателлиты, которые вращаются между солнцем и кольцевой шестерней.

Этот привод соединен с механизм, известным как гидротрансформатор, который действует как жидкостный привода между двигателем и коробкой передач. Мы уже рассказывали, как работает сцепление на автомобилях с механической коробкой передач. Однако, такой механизм сцепления не подходит для автоматической коробки и инженерами был изобретен его аналог, называемый гидротрансформатором. Мы рассмотрим работу гидротранформатора в последующих статьях, а сегодня полностью сосредоточимся на понимании работы АКПП, а точнее Планетарной передачи.

Суть работы планетарной передачи заключается в следующем: Мы можем вращать каждый уровень шестерен мы можем вращать независимо. При этом, можно блокировать вращение другого или других уровней и, в придачу, вращать всю систему шестерен. Таким образом, реализуется возможность большого количества передаточных чисел. Давайте посмотрим на таблицу ниже и анимацию, демонстрирующую реализацию 3 передач в простой 3-х ступенчатой автоматической коробке передач. Нажимайте на кнопки, расположенные слева от таблицы, и вы увидите, как происходит вращение шестерен для реализации выбранной передачи. Внимание: красные маленькие кружки на каждой шестеренке — это «метки» по которым можно отслеживать вращение шестерни. Группа «планет»-сателлитов соединены в единую систему фиолетовым обручем «водилом».

Названия колонок в таблице:

  • Input — шестерня, на которую подается вращение двигателя
  • Output — шестерня, с которой снимается вращение на колеса
  • Stationary — шестерня, которой в данный момент заблокирована

Обозначения шестерен:

  • Sun — Солнечная шестерня;
  • Planet Carrier — планеты Сателлиты, объединенные общим водилом;
  • Ring — Зубчатый вал;

С тремя передачами все понятно. Но как получить больше? Оказывается, в рамках одной коробки передач можно комбинировать несколько планетарных систем шестерен. Например, две таких планетарных передачи даст нам уже четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода.

Нужно больше? Как вы уже могли догадаться, реальные АКПП устроены несколько сложнее. К примеру, внутри одного Зубчатого вала (эпицикла) может вращаться несколько солнечных шестерен и каждая со своим набором планетных сателлитов.

Что осталось за кадром

Очевидно, одной системой шестерен и валов планетарной передачи устройство АКПП не ограничивается. Нужна подача масла ко всем трущимся частям — для этого служит сложная система каналов и насосов гидравлической системы АКПП. Нужно как-то переключать, блокировать, разблокировать вращение шестерен и для этого служит электронная система управления. А еще есть упомянутый выше Гидротрансформатор, который, в свою очередь, состоит и целого комплекса деталей. Однако, как вы понимаете, все эти вспомогательные системы обеспечиваю работу главного механизма современной автоматической коробки передач — Планетарной передачи.

 

И в заключении, рекомендуем вам посмотреть учебное видео, в котором еще раз подробно рассказывается принцип работы планетарного ряда:

Информация о статье

Как работает автоматическая коробка передач

На этот раз мы расскажем вам как работает автоматическая коробка передач. Эта статья станет следующей в цикле публикаций о том, как работает современный автомобиль. Как вы помните, мы начинали свой рассказ о том как работает двигатель автомобиля. Настал черед коробки передач. В наше время все чаще и охотнее автолюбители отдают предпочтение автоматической коробке передач. И наша статья о том, как она работает.
Автоматическая коробка передач
Автор: Вячеслав Лаурин
Дата публикации: 03/02/2016
Как вы уже могли догадаться, реальные АКПП устроены несколько сложнее. К примеру, внутри одного Зубчатого вала (эпицикла) может вращаться несколько солнечных шестерен и каждая со своим набором планетных сателлитов.
5 / 5 звезд

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector